Сочинение рассуждение: "Что значит быть человеком"
Что значит «быть человеком»? Философы всех времён и народов задавались этим вопросом. Что определяет это понятие? Социум, отношение в обществе себе подобных? Высшие животные также образуют организованные группы, но это не делает их людьми в общем понимании. Мы часто наделяем животных, братьев наших меньших, человеческими качествами. Но только наделяем в нашем понимании этих качеств. Проецируем на них свои качества. Так что же это за качества, что делают человека человеком?
Прежде всего моральные нормы, культивируемые в человеческом обществе, как лучшие качества индивида, и определяют человека, как человека. Моральные нормы не всегда были одинаковы. Накладывала свой отпечаток религия, быт, национальные традиции. Но существовали всегда «вечные ценности», которые признавались во все времена. Доброта, смелость, готовность к самопожертвованию, уважение к старшим. Хотя и они подвергались видоизменениям. Даже пресловутый Кодекс строителя коммунизма впитал в себе эти ценности, но трактовал их по-своему. Во главу угла ставилась забота обо всём человечестве, и прежде всего, о пролетариате, как основной движущей силы общества. Сейчас это звучит немного смешно и наивно. Основная сила общества далеко не только в пролетариате, а скорее, в любой творческой силе без классовых различий.
Что уж тут говорить о таких категориях, как доброта и отзывчивость, готовность к самопожертвованию и уважение к себе подобным, не укради т не бери чужого. Разные общества рассматривали это по-разному, и часто, довольно избирательно. Доброта только к своей группе и сообществу и неприятие чужих личностей. Отзывчивость к своим и нетерпение к чужим. А такие моральные нормы, которые кажутся незыблемыми, как неприятия убийства или воровства, вообще в разных социальных группах рассматриваются искривлённо. Многие кодексы и религии требовали служение определённым идеалам и отрицание чужих кумиров. Служение идеалам? Каким идеалам и идеям? Принятым человеком, как свои, как руководство к движению по жизни. А они тоже могут быть разными. Это следствие попыток «власть предержащими» манипулировать массами в своих корыстных целях. Это прослеживается и в религиозных догмах, и кодексе коммунизма, и в современных политических течениях, пытающихся взывать к лучшим чувствам человека и спекулировать на них.
На примере кратких буддистских норм – нельзя убивать, красть, обманывать. Буддизм, как философия, не ставит никого во главе человеческого общества, а значит и не преследует задач по его управлению. Если отвлечься от религиозных аспектов, то эти нормы и становятся теми самыми «вечными ценностями» для любого человека.
Быть человеком в свете вышесказанного, я так считаю и со мной согласны многие умы человечества, это значит следовать вечным моральным нормам. Без возвеличивания чего-то или кого-то. А быть добрым ко всем живым существам, не наносить им страдания, не зариться на чужое, быть сдержанным в чувственных страстях и… нравственность. Нравственность, как главный критерий человека разумного, отношение к себе подобным.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.